Меня всегда удивляет, почему же нас так пугает неуверенность, почему так хочется стать уверенным? И что же мы понимаем под этими словами?
Обычно под уверенностью подразумевается целеустремленность, настойчивость, смелость, отсутствие сомнений, общительность. Те качества, которые, по нашему мнению, помогают чувствовать себя хорошо и получать то, что мы хотим. И наоборот: нерешительность, сомнения, лень, слабость, отсутствие целей и желаний — всё, что мешает нам получать то, чего мы хотим, описывается как неуверенность. Не уверен, что получится, не уверен, надо ли мне это — и так далее.
Давайте, подумаем, почему для нас так желанны все качества, которые мы определяем как уверенность, и так нежеланны противоположные?
А потому, что качества, относящиеся к уверенности, поощряемы социумом. Кто этот социум? Общество, оно же значимые люди, оно же родители, друзья, коллеги, родственники, и все они имеют список предпочтительных качеств. Родителям надо, чтобы мы быстро научились всему, чему учат в детстве: ходить и не плакать, когда падаешь; говорить, причем сразу понятно; кушать самостоятельно и то, что дадут; играть самому и убирать за собой игрушки; радоваться, уходя в детский сад, и улаживать свои проблемы с «одногруппниками» самому. Не грустить, не плакать, не бояться, не драться, не злиться. Иначе все детские эмоции, сопровождающие нелегкий труд развития психики и моторики, расстроят мамочку и папочку.
А им же так хочется, чтобы дети развивались быстрее, чем это получается, и приносили минимум проблем, разочарований и стрессов (которые неизбежно сопровождают развитие и познание нового). Родителям так хочется чувствовать себя уверенными!
Поэтому многие родители готовы сильно исказить правду о себе, а значит, и о мире. Понятно, из лучших побуждений: и себя почувствовать уверенными, и ребенку помочь создать идеальный образ, идеального человека, на своем примере. Например, я знаю одного мальчика, который говорит, что его папа знает всё, ничего не боится и ни в чем не сомневается. И он хочет стать таким же. Но он, к сожалению, не такой, как папа. У него много страха и лени. Как вы думаете, сколько ему лет? Не отгадаете. Он подросток.
Думаете, папины рассказы о своей неуязвимости помогут сыну стать увереннее? Не помогут! Скорее закомплексуют окончательно. Свои нормальные уязвимые человеческие эмоции — стыд, грусть, страх — он начнет воспринимать как ненормальные. И вместо того чтобы с ними справляться, регулировать, понимать, ребенок начинает бояться этих эмоций, а заодно считать себя ненормальным. А справиться с собственным стыдом или грустью, если их боишься, практически невозможно.
Вы можете мне не поверить, скажете, что знаете абсолютно уверенных в себе людей. Согласна. Можно защитить свою психику, приписав уверенность и неуязвимость себе, а уязвимость кому-то другому. Правда, это сильно увеличивает толщину карточки в поликлинике. Можно всю жизнь бороться с робостью и ленью своего ребенка, а себя ощущать всемогущим и неуязвимым, рассказывая своему ребенку сказки о том, как вы в его годы и как кто-то в его годы.
Я люблю один анекдот. Папа говорит сыну подростку: «В твои годы Авраам Линкольн сидел у костра и читал книги». А сын отвечает: «А в твои годы, папа, Авраам Линкольн был президентом Америки».
Мое мнение таково: если в ответ на ваши морали ваш подросток просто подумает так же — это уже хорошо! Если он осмелится сказать это вслух — вы хороший родитель и развили в своем ребенке чувство реальности и понимание того, где его эмоции, а где чужие. А значит, у вашего ребенка есть право защищать себя от ваших страхов за его будущее, от вашего стыда за его настоящее, от вашей грусти об упущенных возможностях. Тогда ему придется справляться только со своими страхами, своим стыдом, своей грустью. А это намного легче.
Единственный способ развить уверенность — это признавать и радости побед, и стыд поражений, и грусть расставаний, и страх нового, делиться этим с близкими и ощущать, что они продолжают нас любить и принимать вместе с нашими разнообразными человеческими эмоциями.
Статья опубликована в газете «Вечерний Гродно».