В здоровых семьях ребёнок формирует надёжную привязанность с родителями также естественно, как дышит, ест, улыбается и плачет. Это происходит естественно, потому что родители способны по большей части удовлетворять потребности ребёнка.
Родители замечают физиологические и эмоциональные состояния ребёнка, и они реагирует на них сотни раз в день, день за днём, осмысленно танцуют между потребностями ребенка и своими потребностями под музыку, постоянно возникающих своих и детских эмоций.
Однако ещё есть и другие семьи, когда с ребёнком не танцуют и не слышится даже звуков музыки эмоций. В этих семьях не формируется надёжная привязанность. Скорее в таких семьях ребёнок, преодолевая тяжелые испытания, обучается жить с родителями, для которых он немного больше, чем чужой. Но ребёнок, который постоянно живёт с чужими, вне отношений, где родители могут быть доступными, отзывчивыми и предсказуемыми не может развиваться хорошо.
Для полноценного развития мозга необходимо, чтобы ребенок чувствовал надёжность и безопасность отношений. Без надёжности и безопасности, главной функцией мозга становится снижение угрозы и создание безопасности и надёжности там, где ее нет, через защитные механизмы: бить, бежать, замереть. Принимая это мгновенное решение, мозг ребенка снижает боль, страх и ощущение угрозы. И обеспечивает безопасность и надёжность, там где, ее нет в реальности. Мозг не развивает более поздно формирующиеся части: переднюю префронтальную кору и переднюю поясную извилину, где находится большинство вербальных, ассоциативных и регулирующих функций мозга. То есть мозг не учится регулировать эмоции и поведение, строить планы, принимать решения, страдает память, концентрация внимания, способность справляться с отвлечениями и многое другое. Эти, полученные в процессе детского развития и воспитания травмы, принято называть травмами развития (Cook et al., 2005).
Центральная роль воспринимаемой надёжности и безопасности, как фундамента для всего последующего развития, основаны на нейропсихологической теории и исследованиях (Shore, 2001; Siegel, 2012; Porges, 2011), также как исследованиях, основанных на теории привязанности (Cassidy & Shaver, 2016)
Подробнее об этом для специалистов психического здоровья и просто желающих в программе «Дети. Родители. Партнеры. Травма развития. Формирование. Проявление. Исцеление.»